9 февраля 2013 года на Берлинском кинофестивале состоялась премьера документального фильма «TPB — AFK», посвященного самому крупному и самому известному торрент-трекеру в мире — The Pirate Bay. Еще через месяц будет представлена документалка о подзабытом уже файлообменнике Napster. Документальное и игровое кино все чаще обращается к теме стартапов и активистов, стремясь рассказать об историях внезапного успеха и столь же быстрого забвения. При этом человеческие драмы порой увлекают авторов таких фильмов куда больше, чем истории самих интернет-сервисов.
Смысл названия фильма раскрывает в одной из его сцен Петер Сунде (Peter Sunde), сооснователь и пресс-секретарь The Pirate Bay. В суде у него спрашивают, когда он впервые встретился с двумя другими сооснователями ресурса IRL («In Real Life» — сокращение на интернет-сленге, дословно «в реальной жизни»). На это Сунде отвечает, что не помнит, но подчеркивает: они с друзьями используют другой термин, AFK — «Away From Keyboard» (дословно «отошел от клавиатуры»), так как считают, что интернет и есть реальная жизнь.
Сама лента, впрочем, повествует о реальности в привычном для обывателя понимании. Почти весь фильм посвящен судебному процессу над создателями крупнейшего торрент-трекера (который, стоит отметить, уже несколько лет формально трекером не является). В феврале 2009 года Петера Сунде, Фредрика Нейжа (Fredrik Neij) и Готтфрида Свартхольма (Gottfrid Svartholm) обвинили в нарушении авторских прав, а уже в апреле приговорили каждого к году тюрьмы и штрафу в 3,5 миллиона долларов. Затем последовала апелляция, в результате которой наказание немного смягчили.
Создатели фильма решили показать «человеческую» сторону этой, откровенно говоря, довольно скучной истории. Они рассказывают о том, как нервничали во время суда, но как при этом и гордились своим детищем создатели «Пиратской бухты». Как давали пресс-конференции, перебрасывали серверы трекера от провайдера к провайдеру и называли дело против себя политическим. И наконец, как, узнав, что суд второй инстанции не отменил приговор, в шутку расстраивались, что новость об этом долго не появляется на BBC и CNN.
Петер Сунде признался, что у него от фильма остались «смешанные чувства». С одной стороны, ему не очень понравилось то, что создатели поставили акцент на судебном процессе и чрезмерно подчеркнули его драматизм, — по его словам, во время суда было много и веселых моментов, которые не нашли отражения в картине. Зато Сунде выделил эпизод, в котором они с Фредриком Нейжем рассказывают о своем отношении друг к другу.
И действительно, человеку, который более или менее в курсе дела The Pirate Bay и не хочет повторять пройденное, можно посоветовать посмотреть только последние 10 минут фильма. Там нетрезвый Нейж искренне называет друга «вегетарианской левацкой дрянью» и рассказывает, что Карл Лундстрем, помогавший запустить ресурс, когда-то давно был ультраправым экстремистом, а потом женился на еврейке. Сунде терпеливо отмечает, что пара бутылок пива развязывает Нейжу язык не хуже «сыворотки правды», но признается, что все равно любит своего друга (которого он называет «алкоголиком, расистом и мудаком»).